Назад к предкам: экспедиция на родину старообрядцев
Лето – теплая пора, период отпусков и отдыха. Это самое удобное время, чтобы наконец-то добраться до родины предков, увидеть своими глазами место, где они жили, или посетить родное деревенское кладбище.
Наши пользователи не теряли времени зря – мы собрали три истории о путешествиях. Как проехать полстраны, чтобы встретить двоюродную бабушку? Фотографии, захоронения, истории и люди – все это приносят генеалогические поездки.
Яна Нескороженая: «Меня отправили в деревню за 60 км, где жила бабушка, которая знала всё»
«Мое увлечение родословной – это не только посиделки в архивах, но и поездки по местам предков. Например, в Санкт-Петербурге я обошла все места их жизни, заглядывала в каждое окно и в каждый двор. Так что решение поехать в экспедицию было давно в планах, но откладывалось из-за дальней дороги.
Предки, о которых идет речь, – староверы по фамилии Плоские (Плосские). Они проживали в деревне Яковлево Трехалевской волости Невельского района. По спутнику в деревне виднелась пара домов, дорога выделена не была (обычно на Яндексе выделяют проезжие дороги разными цветами). Моя прабабушка Ирина Алексеевна Плосская (на самом деле ее отца звали Алимпий, но ни один из его детей не взял его отчество, все записались Алексеевичами), пережив блокаду, не смогла оставаться в Ленинграде и области и переехала на Украину, во Львов.
Информации было очень мало, поэтому поездка была единственной возможной зацепкой в дальнейшем распутывании этой ветки. За пару месяцев до экспедиции я получила справку о смерти своего прапрапрадеда, отца Алимпия, – Федота Афанасьевича Плосского. Он умер в 1963 году в городе Невель в возрасте 101 года! Я подумала, раз они староверы, то его точно увезли хоронить на кладбище, где хоронили еще его предков, осталось только его найти.
В путешествие я отправилась с мужем. Мы часто ездим в разные поездки, и дорога была, как всегда, увлекательной. В первый день мы доехали от Лужского района Ленинградской области до Великих Лук. По пути останавливались, готовили еду на газовой горелке, ночевать хотели в палатке, но не нашли подходящего места и поехали в гостиницу. На второй день мы уже поехали в Трехалево (Невельский район Псковской области). В Яковлево решили не соваться. Хотелось сначала расспросить местных.
На первой остановке в Трехалево я пошла в местный магазин. Там меня встретили две милые женщины, которым я рассказала про свои поиски. Они сразу вспомнили о некоем Федоре, который похоронен у них в Трехалево на кладбище! Я уже было обрадовалась, подумала, может быть, это мой Федот, просто не так написали его имя. Они сказали, что проживал он в Яковлево, имел фамилию Плосский. Также мне посоветовали обратиться к женщине, которая раньше разносила почту и пенсии, в том числе и Плосским в Яковлево. Мы сразу пошли к этой женщине, она жила в самом начале деревни. Кстати, хочу заметить, что люди в Псковской области в большинстве своем попадались приятные и каждый всегда старался помочь. Это большой плюс людей, проживающих в глубинках, они участливые. Женщина-почтальон действительно помнила Федора, похороненного на кладбище, но умер он в 90-х. Значит, не мой. Она рассказала, как сама лично его хоронила, сама яму рыла, сама закапывала.
Еще она рассказала, что он тоже был старовером, никогда из рук ничего не брал (пенсию, посылки), был странноватым, никого старался в дом не пускать, жил обособленно. А потом посоветовала обратиться к бабушке Полине из этой же деревни – она самая старенькая из всех жителей, должна помнить всех. И мы поехали к ней. Мне показалось, что по возрасту ей около 90 лет. Стоял жаркий август, а она была в валенках. Кошка беременная ходила. Мне это все очень близко по духу. Она была в здравом уме, пригласила зайти в дом. Рассказывала про Плосских, она знала некоторых из них. Также при разговоре присутствовал ее сын, который упомянул имя Алимпий. Я воскликнула: «Так это мой прапрадед!»
Бабушка Полина сразу засуетилась и стала звонить кому-то, я не сразу поняла, что происходит. Она стала меня отправлять в деревню за 60 км от Трехалево, сказала, что там живет бабушка, которая мне все расскажет. Матрена ее зовут, а для близких бабушка Мотя.
Бабушка Мотя проживает недалеко от Невеля в маленькой глухой деревушке. Зимой лишь в ее доме горит свет, в остальных домах живут только летом, и то таких домов буквально два-три. Я заехала в магазин и купила ей гостинцы. Это была удивительная встреча. Я понимала, что она моя родственница, но не знала, насколько близкая. Так радушно меня еще никто не встречал! Она сразу стала разговаривать со мной по-бабушкиному, заставляла есть суп (а я стойко отказывалась), она даже постелила на постели чистое белье, очень хотела, чтобы я осталась ночевать! А я только просила ее рассказывать обо всем. Она оказалась дочкой Алимпия от другой женщины. Вообще Алимпий был три раза женат, а детей у него было около 15 – в том числе и внебрачные, такие как бабушка Мотя.
Бабушка Мотя рассказала, что Алимпий был никудышным отцом и из всех своих братьев самый бестолковый. Весь разговор я записывала на диктофон. Бабушку Мотю я, правда, об этом не предупредила, потому что переживала, что она не захочет разговаривать, застесняется или чего-то не расскажет. В Яковлево жилых домов не осталось, говорила она, смысла нет туда заезжать. Но мы в итоге и не поехали, оставили это удовольствие на следующую поездку. Помнила она и маму Алимпия, свою «бабу Катьку». Показывала старые фотографии: правда, Алимпия на них не было, но были его братья и их дети с женами.
Но самое важное для меня было найти в этой поездке могилу отца Алимпия – моего прапрапрадеда Федота Афанасьевича. Она сказала, что была однажды у него на могилке и назвала деревню (Гостилово, рядом станция Изоча), где, возможно, находится это кладбище. Было видно, что она сомневается, но мы поехали туда. Доехав до деревни, мы не нашли ни одного кладбища. Стали спрашивать у местных, нам показали дорогу, поехав по которой, мы очень быстро остановились, так как она была непроезжей и заросшей. Навстречу вышли грибники, которые сказали, что кладбище в лесу и надо идти по дороге.
Шел ливень. Мы двинулись пешком. Десять минут, пятнадцать… А кладбища так и не видно. Уже думали, что не туда идем. Минут через двадцать показались заветные могильные оградки. Кладбище было очень маленькое. Сразу стало понятно, что оно старообрядческое: могил современного вида было около пяти, остальные памятники были каменными крестами, на которых указана в лучшем случае дата смерти (у староверов было не принято указывать имена на памятниках, а тем более ставить фото).
Но удача была на моей стороне и на последнем памятнике современного вида я увидела искомую фамилию и фото! Федот Афанасьевич родился в 1860 году, а умер в 1960-м, а жена его Екатерина умерла в 1963 году в 101 год (бабушка Мотя рассказала), Екатерина была похоронена рядом с ним. Когда я там стояла, то ощущала такое умиротворение! Вообще я очень люблю кладбища, там всегда так тихо… Я понимаю, что раз они тут похоронены, то, скорее всего, тут, под каменными крестами, лежат и более дальние мои предки, возможно, родители Федота или Екатерины. Ощущения от этого непередаваемые.
Тогда я думала, что дальше тупик, но потом в чате телеграм-канала Familio мне посоветовали посмотреть полицейские списки в ГАПО, я их нашла и в следующую поездку в архив буду просматривать. Возможно, у этой ветки появится продолжение.
Также эта поездка дала новую пищу для размышлений, бабушка Мотя рассказывала про большое старообрядческое кладбище, которое еще в годы ее молодости находилось глубоко в лесу, но она только примерно понимала, где это было. Там хоронили Плосских, братья Алимпия там похоронены.
Потом, уже дома, когда я расставляла все точки над и, меня осенило! Очень помогла книга Кирилла Кожурина «Староверы Псковского поозерья. Невельский уезд». Автор рассказывает про урочище Обитель, где находилась первая община староверов Федосьевского толка. Каково же было мое удивление, когда это урочище я нашла на Викимапии совсем недалеко от кладбища в Гостилово! И рядом находилась деревня Петровка, в которой по старым старообрядческим правилам крестили бабушку Мотю в далеком детстве. А рядом было отмечено кладбище. Я думаю, что это оно самое. В ближайшее время я обязательно туда поеду, также я хочу посетить деревню Яковлево. Еще на Викимапии под урочищем Обитель отмечено урочище «Плоская», совпадение очень интересное, но пока не понимаю, как подступиться к этой информации. От Гостилово до Яковлево 63 км, я предполагаю, что Плосские в какие-то годы переселились в Яковлево. Не могли же они всю жизнь прожить в Яковлево, а ездить хоронить в другой район, наверняка раньше там и жили. Надеюсь, что мне удастся выяснить и это».
Эта захватывающая история – первая из нашего нового цикла про путешествия «Назад к предкам». Мы уже собрали несколько вдохновляющих рассказов про экспедиции на родину предков и ждем ваши истории, которыми вы можете поделиться в телеграм-чатах Familio!