От гуляния — к смирению
Прощеное воскресенье было последним днем Масленицы. Характерные для него обычаи — встречи с родственниками, «прощание», походы на кладбище, заговение — переплетались с гуляниями, сожжением чучела и обильными приемами пищи. Впервые упоминания о Прощеном воскресении появляются в письменных источниках в конце XVII века, а в начале XX века этнограф Сергей Максимов сообщал, что эти традиции постепенно отмирают в центральных районах страны. Разбираемся, какие обычаи Прощеного воскресенья не добрались до современности.
1. «Печальный благовест»
В середине последнего дня Масленицы с церковной колокольни раздавался протяжный звон, возвещающий о начале Великого поста и призывающий на вечернюю службу. В этот момент заканчивались широкие и нередко пьяные гуляния. Этнограф Сергей Максимов описывает это так: «Заслышав его, подгулявшие мужички истово крестятся и стараются стряхнуть с себя веселое масленичное настроение: пустеют мало-помалу людные улицы, стихает праздничный говор и шум, прекращаются драки, игры, катанье».
Благовест был временным ориентиром для деревенских жителей. В некоторых губерниях до колокольного звона замужние женщины должны были обернуться платками, закрыв лицо, и три раза объехать деревню. Они верили, что это необходимо, чтобы в этом году родился хороший урожай. В других губерниях все скоро бежали домой, только заслышав колокол.
2. «Прощание» с умершими
Примерно в это же время — чуть до благовеста или сразу после — женщины собирались группами по 10-12 человек и медленно шли на кладбище — «прощаться» с родными. Женщины брали с собой блины и другие угощения и старались проделать свой путь в молчании. Придя на кладбище, они расходились по одной и искали могилы родных, били три поклона и со слезами на глазах просили прощения за все дурное, что сделали умершему при жизни. Затем оставляли еду (иногда и водку) и так же в молчании уходили домой.
Хорошо, если на третий день и еда, и водка пропадали с могилы — это значило, что покойнику на том свете живется хорошо, а зла на живущих родных он не держит.
3. Обходы домов
Сразу после вечерни крестьяне начинали ходить друг к другу в гости. Обходы домов были обычным делом на многие праздники — так поступали на Святках, в Пасху и на протяжении всей Масленицы. Разница только в том, что в Прощеное воскресенье в двери стучали не для того, чтобы спеть колядную песню или подшутить над соседом, но для того, чтобы попросить прощения.
До земли кланялся пришедший в дом к соседу или родственнику крестьянин и говорил: «Прости, Христа ради, в чем я пред тобой согрешил». Хозяин отвечал встречной просьбой о прощении. Так могли ходить «до света», то есть до самого утра.
В разных губерниях обычаи «прощания» отличались. Где-то гости вставали на колени у порога и, после прощения и поцелуев хозяев, получали приглашение зайти и отужинать вместе. После и сами хозяева выходили на улицу, чтобы просить прощения у соседей, и все повторялось по кругу. В других губерниях богатые непременно шли к бедным, а младшие родственники — к старшим.
Нередко навещающие соседей громко кричали прямо на улице: «Сударыня-масленица, потянися!» — или: «Мокрогубая масленица, потянися!» Так жители деревень просили задержаться веселую, разгульную и сытную Масленицу и оттянуть начало строгого Великого поста.
4. «Прощание» в семейном кругу
В Прощеное воскресенье семьи старались успеть заговеть — отведать скоромной (не постной, животного происхождения) еды до начала Великого поста. Семья усаживалась за сытный ужин, последним блюдом которого обязательно была яичница.
После ужина следовала молитва, а за ней начиналось прощание. Самый младший из семьи подходил к каждому родственнику — от младшего до старшего, — кланялся и просил прощения. За ним поднимался более старший родственник — он так же обходил всех, но у первого прощения не просил. Все заканчивалось на старшей женщине в семье: она просила прощения у мужа, он же не кланялся и не извинялся ни перед кем.
Паре, которая жила в браке только первый год, нужно было поехать к родителям, старшим родственникам, крестным или куму и куме. Они просили у родных прощения и дарили им подарки: бруски мыла, пряники, полотенца, платки. То же делали и родители новорожденных детей.