«Тула веками оружье ковала, стала похожа сама на ружье»
Как, когда и почему маленькая пограничная крепость стала оружейной столицей России — специально для Familio.media рассказывает экскурсовод из Тулы Сергей Цепляев.
Каменная крепость и служилые люди
Впервые Тула упоминается в 1146 году в Никоновской летописи. Тогда она была одной из многих крепостей, расположенных на границе постоянно враждующих между собой русских княжеств. Тула пережила эпоху феодальной раздробленности, время Золотоордынского владычества, но только в период собирания русских земель, в конце XV – начале XVI веков, стала играть особую роль в жизни молодого русского государства.
Началом новой истории Тулы стало строительство каменной крепости.
«Того же лета свершиша город на Туле камен»,
— в 1520 году сообщила Воскресенская летопись.
Интересный факт: появление новой крепости на южных границах Московии вызвало интерес у европейцев. Уже в 1523 году она была отмечена на итальянских картах.
Именно с новой каменной крепостью и связано появление оружейников в крае. Тульский кремль функционально предназначался для использования огнестрельного оружия: девять башен, выдвинутых далеко за пределы стены, в самой стене — бойницы подошвенного боя, расстояние от башни до башни равнялось прицельному выстрелу из пищали (легкой пушки). Соответственно, и гарнизон крепости состоял в основном из ратных людей, вооруженных огнестрельным оружием.
Разрядные книги упоминают среди гарнизона Тульского кремля пушкарей, затинщиков (служилых людей, вооруженных крепостными орудиями малых калибров — затинными пищалями), городовых казаков, имеющих на вооружении кремневые карабины, стрельцов с фитильными ружьями. Как видно, военного люда с дорогим огнестрельным оружием, требующим особых умений и навыков, на Туле и в ее окрестностях было предостаточно.
Кузнецы — посадские и казенные
Наличие в пограничной крепости постоянного гарнизона, да еще вооруженного огнестрельным оружием, привело к появлению кузнецов, главной специализацией которых стал ремонт имеющегося оружия. В писцовой книге за 1587-1589 годы на Туле упоминается 14 посадских (то есть городских) и два казенных (то есть государственных) кузнеца. Для небольшого города это немалое количество, которое к тому же стремительно росло, что привело к созданию в 1595 году отдельной Кузнечной слободы, где уже только казенных кузнецов было 30 человек.
Добыча бурого железняка
Вторым важнейшим условием развития оружейного дела на Туле (именно так говорили в те времена) стало наличие в окрестностях города болотной руды — бурого железняка. Он залегал неглубоко, на двух-трех метрах, что позволяло добывать его без строительства шахт, карьеров и других затратных работ. Облегченный способ добычи привлек в это дело, как это ни странно, местных крестьян. В XVI веке именно крестьяне на Туле в свободное от полевых работ время добывали и организовали первичную обработку руды, получали кричное железо, само по себе еще не годное для производства. Этот полуфабрикат они продавали кузнецам, которые изготавливали «дельное» железо — из него можно уже и плуг, и оружие выковать.
Документы этого периода упоминают в окрестностях Тулы 12 домниц, в которых получали металл . И это, скорее всего, не исчерпывающий список, а лишь то производство, которое попало под пристальное внимание государства и было обложено податью.
Оружие для государства
Смутное время хотя и затронуло Тулу (в 1607 году произошло восстание Ивана Болотникова), однако уже к 1614 году экономическое положение стало улучшаться. Молодому государству, которое восстанавливалось после Смутного времени, нужно было много оружия. Именно в 1614 году в Туле был размещен первый крупный государственный заказ: «Указал государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси ковать на Туле… сто пищалей затинных с свицкими замками и к ним сделати станки, а железо имати на те затинные пищали у торговых и у всяких людей, а за то железо и за уклады указал государь… деньги давати из своей государевой казны…»
Из этого указа мы узнаем, что на Туле начинают делать легкую крепостную артиллерию со шведским («свицким») оружейным замком и со станком, то есть с лафетом, на котором эта пищаль и помещается.
Освободить оружейников от податей
Кузнецы, работавшие на казну, быстро сообразили, что их деятельность является важной государственной задачей, а значит, можно попросить, а проще говоря, потребовать для себя государственных льгот. В 1619 году некто Федотка Федосеев и Якунко Пушкин от лица тульских ствольников, замочников и ложечников подают челобитную царю Михаилу Федоровичу, где пишут: «Самопальное дело день и ночь беспристани, да оне же де тянут во всякие подати с посадским людьми в ряд… в тягле они ни в каком не бывали, делали одно самопальное дело… им самопального дела делать и в тягле с посадскими людьми быть невозможно».
Просят оружейники ни много ни мало освободить их от податей, то есть от налогов. Просьба была рассмотрена и удовлетворена. Вскоре тульские казенные кузнецы получили еще ряд существенных льгот и со временем сформировали в Туле отдельное сословие оружейников, которое получило народное название «казюки» — казенные, государственные работники, имеющие привилегии.
Первые в России металлургические предприятия
Болотного железа, производимого крестьянами, уже не хватало. Обеспечение оружейников качественным металлом взяло на себя государство. В 1632 году грамота Михаила Федоровича разрешила голландским предпринимателям Андреасу и Абрахаму Винниусам и их финансовому компаньону Юлиусу Виллекену основать под Тулой Городищенские металлургические заводы — первые в России металлургические предприятия. Так что Тула — не родина пряников, самоваров и гармошек. Тула — родина российской металлургии.
Частный металлургический завод Демидова
Увеличение объема качественного железа привело к увеличению объема государственных заказов, что в свою очередь увеличило и количество казенных кузнецов — то есть оружейников. В 40-е годы XVII века из села Павшина в кузнецкую слободу прибывает кузнец Демид Григорьевич Антюфеев. В 1656 году у него рождается сын Никита, записанный в казенные кузнецы. Это будущий металлопромышленник Никита Демидович Демидов.
Никита Демидович родился в удачное время и в удачном месте. К концу XVII – началу XVIII столетия Тула вновь испытывает недостаток железа. Неудивительно, что разбогатевший оружейник Никита Антюфеев (Демидов) получает разрешение царя Петра построить частный металлургический завод на Туле, а в 1702 году Демидову передается в пользование и государственный завод в Невьянске, ставший лидером Демидовской металлургической империи. На некоторое время вопрос с металлом был решен.
К этому времени в городе на нужды государства трудятся уже не только казенные кузнецы. В 1705 году в Туле появляется Оружейный двор — производственный комплекс, напоминающий централизованную мануфактуру.
Тульский оружейный завод
Финалом этой истории, растянувшейся более чем на столетие, стало основание Петром Великим в 1712 году казенной оружейной фабрики (более позднее наименование — Тульский оружейный завод). К 1782 году на производстве оружия в Туле было задействовано более половины населения.
Своего пика оружейное производство в Туле достигло в 1812 году, что неудивительно: Россия вела войну с наполеоновской Францией. После отступления армии Кутузова из Москвы единственными оружейными заводами, не отрезанными от русской армии, были Тульские оружейные заводы. Туляки работали день и ночь. Вот как пишет в своем рапорте о труде туляков командир тульского оружейного завода генерал-майор Федор Никитич Воронов: «Тульские завода мастера, соревнуя всем жертвам Отечества, посвятили России и свою чреду и от себя… трудились и день и ночь, и все праздничные и табельные дни, определенные для свободы и отдохновения от трудов, употребляли на одно только дело оружия… Такова есть жертва оружейников…»
Подобные подвиги туляки совершали еще не раз. Тульское оружие принимало участие во всех войнах и боевых конфликтах XIX-XXI веков. В конце XIX века в Туле появились и собственные изобретатели оружия. Но это уже совсем другая история.
Литература:
Игорь Бурцев, Олег Хафизов «Государева стража. Очерки русского фронтира». Тула, 2020. С. 60-66.
«Тульские оружейники». Сборник документов. Москва, 2003. С. 10-11, 18, 24, 93, 239.
«По Тульскому краю», 1925. С. 211.
В.В. Богуславский «Тульские древности». Тула, 1995. С. 42.
И.Н. Юркин «Петр железный». Санкт-Петербург, 2012. С. 168-170, 197.