Помещичьи крестьяне в зеркале русской литературы: как книги XIX века помогают понять быт предков
Когда документы молчат, на помощь семейному историку может прийти художественная литература. За сухими строчками ревизских сказок и метрических записей стоят живые люди с их радостями, горестями и повседневным бытом. Как выглядела жизнь помещичьего крестьянина до и после 1861 года? Какие детали уклада, отношений, мировоззрения сохранили для нас писатели-современники? Отправляемся в литературную экспедицию, чтобы найти контекст для историй наших семей.
Изучая крестьянские корни, важно понимать не только правовой статус предков, но и среду, в которой они жили. Отечественная классика, хотя и не является документальным источником, предлагает уникальную возможность «заглянуть» в русскую деревню XVIII–XIX веков глазами наблюдателей и даже самих выходцев из среды.
В этом обзоре мы рассмотрим ключевые произведения, где помещичьи крестьяне выходят на первый план. Начнем с первых трагических повестей Д.В. Григоровича, открывших читателю тяжелый мир крепостничества. Затем обратимся к редким свидетельствам современников: автобиографическим «Запискам» бывшего крепостного Л.А. Травина и малоизвестным, но ценным рассказам Ф.Д. Нефёдова. Завершим картину бытописательными очерками Н.Г. Гарина-Михайловского и глубокими зарисовками классиков – И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого. Такой путь от первых социальных обличений до тонких психологических портретов поможет дополнить архивные находки и создать более объемный портрет предка-крестьянина.
Общая характеристика положения помещичьих крестьян
Изучение семейной истории часто приводит к родословным линиям, имеющим происхождение из крестьян. По статистике1, к началу XX века более 80% россиян были сельскими жителями, среди которых преобладало крестьянское сословие. Политические и военные потрясения прошлого века привели к значительному сокращению числа потомков представителей других социальных групп, проживающих в России.

Дореволюционное крестьянство неоднородно. Различались как условия жизни и экономическое положение, так и степень личной свободы. Вопреки распространенному мнению, доля крепостных крестьян в Российской империи относительно всей численности населения составляла около 34%3. Лишь в некоторых центральных губерниях этот показатель доходил до 69%. Наиболее тяжелые условия жизни складывались у помещичьих крестьян – людей, которые до 1861 года принадлежали представителям дворянства в качестве имущества, а после реформы Александра II остались в сильной социально-экономической зависимости от помещиков. В отличие от государственных крестьян, которые были обязаны податями и повинностями лишь казне, помещичьи крестьяне могли сталкиваться с повседневной эксплуатацией и произволом со стороны землевладельцев и их представителей. «Хозяева» имели право по собственному усмотрению – в зависимости от отношения к конкретному крестьянскому семейству или общине в целом – изменять размеры оброка, определять задачи различной сложности в счет отработки барщины, а после отмены крепостного права распоряжались своей землей до ее выкупа крестьянами.
Отечественная художественная литература упоминает условия жизни помещичьих крестьян до отмены крепостного права достаточно скупо. Прежде появления движения «народничества» русский писатель знал крестьянина далеко не так хорошо, как священника, чиновника, купца или дворянина, поскольку сам часто происходил из этих социальных групп. Тем не менее существует ряд сочинений современников, позволяющих взглянуть на жизнь помещичьих крестьян как до 1861 года, так и после него, что несомненно окажется полезным в ходе исследования семейной истории.
Когда важно проверить литературный контекст документами?
Художественные источники помогают понять уклад жизни, но точная категория предка-крестьянина — помещичий, государственный, дворовой, удельный и т.д. — всегда определяется по архивным документам.
Если вы хотите выяснить, к какому типу крестьян относились именно ваши предки, какие повинности они несли и в чьей собственности находилась земля, с этим помогут профессиональные исследователи.
На Маркетплейс Familio можно подобрать исполнителя под конкретную задачу: от оценки перспектив исследования до работы с метрическими книгами, ревизскими сказками и специальными архивными фондами.
Подобрать специалиста: research.familio.org/clients
«Деревня» и «Антон-горемыка» Д.В. Григоровича
Одним из первых авторов, открывших широкой публике повседневность помещичьего крестьянина, является Дмитрий Васильевич Григорович (19.03.1822 – 22.12.1899), который посвятил крестьянской теме значительную часть своего творчества.

Первая значительная повесть Григоровича «Деревня» напечатана в 1846 году. Мнения современников по поводу ее выхода разделились – некоторые радовались появлению остросоциальной трагической истории о крепостных крестьянах на фоне многочисленных публикаций о дворянстве или, как максимум, городской бедноте. Другие же, напротив, видели в произведении намеренное очернение нравов простого народа, концентрат человеческого бессердечия и безнравственности. Тем не менее с точки зрения генеалога в повести можно увидеть цельное жизнеописание отдельного представителя изучаемого сословия.
Героиня Григоровича Акулина – круглая сирота, которая в течение своей короткой жизни увидела большую несправедливость существующего уклада и жестокость людей. Попутно мы видим не только все обстоятельства несчастливой сиротской доли, но и важные детали быта: рождение ребенка в домашних условиях, повлекшее смерть матери; тяжелый детский труд, подрывающий здоровье; намеренно мрачные картины сельского пейзажа; взаимоотношения между крестьянами и помещиком; широкая деревенская свадьба; влияние питейных заведений на крестьян; семейная жизнь и домашнее насилие; болезнь и похороны.
В другой повести, «Антон-горемыка», Дмитрий Васильевич описывает сломанную судьбу грамотного, но простого и доверчивого крепостного Антона. От его имени община вступила в неравную борьбу с местным управляющим, а пострадал именно главный герой. Позднее, доверившись случайным людям, Антон остается и без имущества, и без доброго имени. В этом произведении впервые подробно описываются взаимоотношения внутри крестьянского «мира» (общины), поднимается одна из главных проблем существования именно помещичьих крестьян – многочисленные злоупотребления властью со стороны управляющих при попустительстве помещиков: «Эти-то, что из нашего брата, да еще из немцев – хуже, – заметил старик, – особливо, как господа дадут им волю, да сами не живут в вотчине; бяда! Того и смотри, начудят такого, что ввек поминать станешь… не из тучки, сказывали нам старики наши, гром гремит: из навозной кучки!..»
«Записки» Л.А. Травина
История сохранила письменное свидетельство о жизни такого управляющего, каким был Леонтий Автономович Травин (09.02.1732 – 18.02.1818), автор автобиографических записок, имевший происхождение из помещичьих крепостных. Овладев грамотой, Леонтий служит писцом у своего хозяина. Затем он медленно, но твердо следует намеченным целям по устройству собственного благополучия в жизни, начиная от работы управляющего, получения вольной и достигая со временем статуса личного дворянина.
Описывая собственный жизненный путь для потомков, автор записок демонстрирует внутренний мир бывшего крепостного, многочисленные сложности своего пути. Все, что случается в жизни Леонтия Автономовича, он склонен считать Божьим промыслом, демонстрируя ярко выраженную религиозность, свойственную крестьянскому сословию в целом. Например, наш герой организует постройку каменного храма практически сразу же, как только получает достаточные ресурсы и власть управляющего. Кроме того, известно, что Травин увлекался историей, изучал и обобщал архивные материалы города Опочки4, в котором служил чиновником. Впрочем, его литературный стиль может показаться достаточно сложным даже в современной обработке.

Важно понимать особенности жанра мемуаров. В собственных воспоминаниях человек часто предстает гораздо лучшей версией себя. По таким характерным особенностям, как подробное упоминание стоимости приобретенного имущества, по детальным описаниям многочисленных недоброжелателей и путей борьбы с ними, можно понять, что Леонтий Автономович для своего времени был весьма деловым и расчетливым человеком. Он уделял большое внимание обеспечению собственного финансового благополучия и не терпел покушений на свой социальный статус, не был чужд мастерству интриги, умел заводить полезные знакомства и через связи решать свои проблемы. Считать ли такие свойства характера отрицательными, либо принимать их необходимыми инструментами управления судьбой, всякий читатель может рассудить по-своему.
Проверять версии проще, когда есть подсказки
В Familio Plus есть автоматический поиск совпадений по эксклюзивным историческим справочникам и другие возможности для исследования. Например, поиск неточностей и подсказки по древу, а также совместное ведение древа. Подробнее описываем здесь: research.familio.org/plus
«Повести и рассказы» Ф.Д. Нефёдова
Филипп Диомидович Нефёдов (06.10.1838 – 25.03.1902) родился в Иваново бывшей Владимирской губернии у крепостного крестьянина графа Шереметева. Отец его имел небольшую фабрику и занимался торговлей – некоторые ивановские крепостные могли себе это позволить. После реформы 1861 года Филипп Диомидович вошел в мещанское сословие, получил хорошее образование и стал писателем. Его книги не выходили большими тиражами, но для интересующихся крестьянской жизнью читателей определенно заслуживают внимания.

Посмотрим на некоторые рассказы Нефёдова. «Крестьянское горе» – сатирическое произведение о деревенских нравах, в котором читатель вместе с крестьянами становится свидетелем трагических событий, но в итоге оказывается в кабаке. Подобным же юмором отличается рассказ «Иван-воин» о глухой деревне, где жители охотно верят всяческим небылицам, которые рассказывают проходящие офени5.
Более серьезным выглядит «Безоброчный» – история жизни крепостного, который отличался добродушием и творческим восприятием мира, но сломался под давлением жизненных обстоятельств и недоброжелателей.
Наконец, есть даже «Стеня Дубков» – правильный во всех отношениях деревенский парень, который и в спорах судьей выступает, и из запоя товарищей выводит, склоняя их к чтению книг.
Словом, разнообразие сюжетов у Филиппа Диомидовича весьма значительное. Стоит отметить, что события в рассказах Нефёдова строятся в большей степени на художественном вымысле, крупных обобщениях и специфическом авторском юморе. Одновременно с этим в каждом произведении представлены правдоподобные, динамичные сцены из крестьянского быта: сначала жители тушат пожар, а через пару страниц собираются в питейном заведении, встречается им странствующий торговец – и вот уже по всем окрестностям расползаются слухи. Подробно показаны атмосфера сельских сходов, различные крестьянские работы. Кроме того, читать рассказы Филиппа Диомидовича приятно благодаря живому народному языку, с которым автор был близко знаком. Верить персонажам Нефёдова сложно, да и сам он к тому не стремится, будто предлагая читателю поразмышлять о написанном и самостоятельно догадаться о том, как предлагаемые события могли бы разворачиваться в реальности.
«Несколько лет в деревне» Н.Г. Гарина-Михайловского
Однажды писатель Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (08.02.1852 – 27.11.1906) решил оставить службу инженера и посвятить свое время заботе о крестьянах. Дело было во времена после реформы, но деревня жила старым укладом, разве что народилось новое явление – группа зажиточных крестьян, которых уже тогда называли кулаками6.
Николай Георгиевич приобрел имение и два с половиной года пытался достигнуть благополучия – как своего, так и живущих рядом крестьян, а в итоге написал серию очерков о жизни помещика и его «подопечных».

Самое начало произведения интересно подробным рассказом о прежних порядках в среде помещичьих крестьян, об их владельцах и управляющих, о способности общины как сопротивляться вышестоящей власти, так и порождать собственную власть, от которой конкретный крестьянин уйти практически не мог. Демонстрируются характерные черты бедного крестьянства – фатализм, отсутствие веры в успех и перемены, надежда исключительно на силы природы и Божью волю, непоколебимая уверенность в правильности образа жизни и мыслей, доставшихся от предков. Будучи талантливым для своего времени инженером и экономистом, Михайловский стремился внедрить эффективные методы хозяйствования, но все они встречали сопротивление.
В рассматриваемых произведениях мы видим некоторые причины экономического расслоения в среде бывших помещичьих крестьян, которое заключалось в быстром росте финансового благополучия узкого круга наиболее предприимчивых представителей сословия. Оно происходило во многом за счет остальной народной массы, не склонной к рискованным начинаниям и смене мировоззрения. При этом стоит отметить, что с точки зрения крестьянина, на кулака было больше надежды, как на человека, постоянно живущего на своем месте, – в отличие от помещика, который в любой момент мог покинуть деревню. Именно в этот момент истории зависимость бывшего помещичьего крестьянина трансформировалась в сторону еще большего по своей разрушительной силе явления – батрачества7.

Где хранятся ревизские сказки и как по ним найти своих предков
Записано со слов ваших предков
Читать подробнее«Утро помещика» Л.Н. Толстого
Несколько подробнее с бытом и характерными особенностями мировоззрения помещичьих крестьян знакомит читателя Лев Николаевич Толстой (28.08.1828 – 01.11.1910) в рассказе «Утро помещика».

Герой рассказа, так же мечтающий о преобразованиях, как и Н.Г. Гарин-Михайловский, решает обойти крестьян, подавших ему просьбы. Здесь подробно описывается состояние хозяйства и внутреннее убранство жилища бедняка, крестьян среднего достатка и зажиточного, приводится пример крестьянина ленивого, живущего на средства жены и матери. Демонстрируются особенности характера каждого из персонажей, благодаря которым становится понятно их нынешнее положение. Такая картина является достаточно грубым обобщением, и жизнь реальных крестьян складывалась из большего числа факторов. Тем не менее рассказ Толстого важен в качестве яркого примера существования помещичьих крестьян при молодом помещике, который стремится разобраться в их проблемах, но сталкивается с недоверием и нежеланием принимать важные решения, что является еще одной характерной чертой многих представителей сословия, во многом сложившейся в результате отсутствия личной свободы.
«Записки охотника» И.С. Тургенева
Одним из классических и самых известных произведений, затрагивающих тему помещичьих крестьян, является цикл рассказов «Записки охотника», опубликованный в 40-е годы XIX века Иваном Сергеевичем Тургеневым (28.10.1818 – 22.08.1883) в журнале «Современник».
Иван Сергеевич замечает множество деталей быта крестьян той эпохи и охотно делится ими с читателем, при этом обращая внимание как на обстановку в селениях и жилищах, внешность персонажей, так и на их внутренний мир, отношение к жизни.
У Тургенева мы узнаем, что крестьянские повинности не всегда ложились тяжким бременем на каждого: «…Ермолаю было приказано доставлять на господскую кухню раз в месяц пары две тетеревей и куропаток, а в прочем позволялось ему жить где хочет и чем хочет…» Вместе с охотниками посидим у костра с детишками, обсуждающими всяческие суеверия простого народа, заглянем в избушку лесника и в деревенский кабак, где станем свидетелями живописнейших сельских сцен…

При желании автора можно упрекнуть в предвзятости – сам Иван Сергеевич был дворянином и помещиком, всегда встречал особое отношение окружающих людей, а самые неприглядные стороны быта могли ускользнуть от его внимания. В отличие от Григоровича, Тургенев стремился «не пересолить» с остросоциальными сюжетами в этом цикле рассказов. Автор показывает народную жизнь природным явлением, за которым стоит наблюдать, но бесполезно вмешиваться. Такая позиция тоже имеет право на жизнь и показывает изучаемое сословие с интересных сторон.
Для удобства читателя выделим произведения цикла «Записки охотника», в которых прямо встречается и описывается жизнь крепостных крестьян: «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода», «Бежин луг», «Бурмистр», «Контора», «Бирюк», «Два помещика». Впрочем, увидеть любопытные моменты сельской жизни прошедшей эпохи можно во всех рассказах цикла.
* * *
Упомянутые в обзоре произведения могут стать лишь началом на пути изучения источников сведений о помещичьих крестьянах. Множество архивных свидетельств, научно-документальная литература и кинематограф могут прекрасно дополнить картину, а в русской художественной литературе такой крестьянин не раз встретится в качестве персонажа второго плана.
Кроме того, стоит прочесть книги, характеризующие крестьянское сословие и простой народ в целом, времена отмены крепостного права – например, широко известные мемуары «Из записок бывшего крепостного человека» дворового человека Фёдора Бобкова, философские размышления Глеба Успенского «Власть земли» и даже старинную энциклопедию «Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», составленную в 1880 году Михаилом Забылиным.
🎧 По-своему уникальным является аудиопроект «Горькая доля, или Песни о моей жизни с рождения до 45 лет», основанный на автобиографической поэзии крестьянина Ярославской губернии Григория Филатовича Круглова, родившегося накануне отмены крепостного права8.
Только рассмотрение крестьянского вопроса с различных точек зрения и глубокое изучение контекста эпохи позволит составить наиболее полное и правдивое представление о жизни наших предков, избавиться от идеологически окрашенных мифов и, наконец, в полной мере осознать и принять эту страницу отечественной истории.

- Статистический ежегодник России. 1913 г. Издание ЦСК МВД. СПб., 1914. ↩︎
- Александр Григорьевич Тройницкий (1807–1871). Крепостное население в России, по 10-й народной переписи: статистическое исследование А. Тройницкаго. – Санкт-Петербург: в типографии Карла Вульфа, 1861. – VIII, 92, [1] с., [2] л. цв. карт: табл.: 24 см. ↩︎
- А.Г. Тройницкий О числе крепостных людей в России / [Соч.] А. Тройницкого, непрем. чл. Центр. стат. ком., зав. Стат. отд. – Санкт-Петербург: тип. М-ва вн. дел, 1858. – 38 с. ↩︎
- В 1412 году псковичи заложили на излучине реки Великой крепость, которую нарекли Опочкой. Ныне Опочка – административный центр Опочецкого района Псковской области. ↩︎
- Офеня — в дореволюционной России торговец, вразнос продающий галантерейные товары, книжки, лубочные картинки. ↩︎
- Кулак – принятое в российской и советской литературе название слоя зажиточных крестьян. Первоначально термин «кулаки» возник в крестьянской среде и обозначал крестьян, занимавшихся перекупками, спекуляцией и ростовщичеством. ↩︎
- Батрак – работник сельского хозяйства, нанятый кулаком или помещиком для физического труда в хозяйстве. ↩︎
- Канал в Телеграм с аудиопроектом Пропповского центра: t.me/krugovGF ↩︎



