Как жили немцы в Российской империи
Более трех веков в России живет значительное число российских немцев. Проживая в отрыве от исторической родины, многие из них хранят свою национальную идентичность, язык, культуру и традиции. Рассказываем, как немецкие колонисты жили в России и каковы особенности генеалогического поиска в том случае, если среди ваших предков были российские немцы.
Когда и зачем немцы приехали в Россию
Немцы при русском дворе появились в конце XVII века. Тогда желающим принять российское подданство было достаточно перейти в православие. Первые немцы, прибывшие в Россию, были в основном специалистами по военному делу и учеными в области точных наук. Были и приезжие ремесленники, и просто горожане, проживавшие в Москве в Немецкой слободе. При Петре Великом начали приезжать купцы, а еще позже — крестьяне, основатели колоний. В 1721 году появился указ Петра I, согласно которому иностранец, чтобы стать «русским», должен был принести присягу императору. Новые подданные клялись не выезжать за границу без разрешения, не поступать на службу в иностранных государствах, не разглашать государственной тайны и соблюдать российские законы.
Императрица Екатерина II особенно приветствовала приезжающих в Россию немцев, поскольку сама была немкой по происхождению. Она предоставила переселенцам ряд льгот и привилегий: свобода вероисповедания, свобода от гражданской службы и рекрутской повинности, налоговые льготы, право на беспошлинную торговлю и основание фабрик и заводов, а также право селиться в любой губернии и избирать любой род деятельности.
В XVIII-XIX веках в России существовал своеобразный культ немецкой культуры и образования. Российские дворяне стремились отправить своих детей на учебу именно в немецкие университеты. «Он из Германии туманной привез учености плоды…» — пишет Пушкин о Ленском в «Евгении Онегине». В Берлине в начале 1840-х годов образовался целый круг русских студентов: одновременно там учились или были вольнослушателями М.Н. Катков, М.А. Бакунин, И.С. Тургенев. Немцы, которые приезжали работать в Россию, считались опытнее и надежнее местных специалистов и часто поднимались выше них по карьерной лестнице не только за счет знаний, но и благодаря своему происхождению.
Как жилось в России немецким колонистам
Немецкие крестьяне принимали решение переехать в Россию по причине печального экономического положения германских государств в то время. Специальный уполномоченный приезжал в германские княжества с агитацией и заносил желающих в списки, которые затем распределялись по предполагаемым колониям. Переселенцы получали денежную ссуду и подводы до места будущей колонии.
Колонии немецких крестьян возникали в землях Крыма, Дикого поля и Поволжья, несколько крупных колоний образовалось близ Санкт-Петербурга (Фриденталь, Рогатка). Порой в одних общинах условия изначально были лучше, чем в других.
Под Петербургом, в колониях Новосаратовка и Этюп, были заранее устроены дома для колонистов, а немцы, отправленные на поселение в Поволжье и Крым, оказывались буквально в чистом поле и были вынуждены наскоро строить землянки и затем жить в них годами.
Если выяснялось, что некоторые земли непригодны для земледелия, то колонисты снимались с места и искали более удачные земли самостоятельно, а затем подавали прошение губернатору на разрешение устроить там колонию.
Немецкие крестьяне обладали прогрессивными знаниями в сельском хозяйстве и вносили многие новшества в развитие этой области. Даже в непривычных условиях с холодными и длительными зимами они могли обустроить хозяйство и быт — и часто более успешно, нежели местные жители. В землях, где появлялись колонии немецких крестьян, происходил синтез знаний и культур: немцы учились у русских и украинцев переживать морозы, а в обмен делились с ними новыми знаниями и идеями, сельскохозяйственными культурами и орудиями труда.
К середине XIX века немецкие колонии Поволжья стали крупнейшими производителями пшеницы и в период Крымской войны снабжали хлебом русскую армию. Немецкие колонии в Санкт-Петербургской губернии успешно выращивали картофель. В Закавказье немецкие колонисты создали крупнейшие производства винно-водочной продукции — азербайджанские колонии Еленендорф и Анненфельд. Во второй половине XIX века немецкие колонии Поволжья начали успешно развивать табаководство.
Немцы в России достигли значительного успеха и в промышленности. «Маркой» немецких колоний Поволжья стало производство хлопчатобумажной ткани «сарпинка» — по названию нижневолжской колонии Сарепта. На юге России в колониях активно производили и продавали сельскохозяйственные орудия.
Немцы, в разное время ставшие русскими подданными, служили на благо России. Немецкие историки — академики Петербургской Академии наук Готлиб Байер, Герхард Миллер, Август Шлёцер — положили начало развитию исторической науки в России. Прибалтийским немцем по происхождению был виднейший политик рубежа XIX-XX веков Сергей Юльевич Витте.
Уроженец города Калькар германской провинции Рейнланд Густав Нейгауз основал в Елисаветграде музыкальную школу и воспитал ряд замечательных русских и советских пианистов и композиторов. Его сын Генрих Нейгауз стал директором Московской консерватории, профессором, одним из создателей московской пианистической школы. Один из величайших пианистов ХХ века Святослав Рихтер был сыном немецкого специалиста. Советский олимпийский чемпион тяжелоатлет Рудольф Плюкфельдер был родом из немецкой колонии Новоорловка близ Донецка. Дочерью колониста была поэтесса Ольга Берггольц.
Конец эпохи привилегий для немцев
Правовое благоденствие немецких колонистов закончилось в эпоху Великих реформ. С 1864 года усложнились правила получения российского подданства, а в 1871 году Александр II отменил часть привилегий колонистов, и в первую очередь — освобождение от военной службы. Многие немцы не смирились с переменами и уехали обратно в Германию. Тем же, кто решил остаться, пришлось привыкнуть жить наравне с простым русским крестьянством.
Начало Первой мировой войны крайне осложнило положение немцев в России. Их общественная деятельность была фактически запрещена, а несколько колоний из западных губерний насильно выселены в Поволжье, на Урал и в Сибирь.
Из-за этих мер многие российские немцы приветствовали приход к власти Временного правительства в феврале 1917 года, другие же поспешили эмигрировать. Но подавляющему большинству немецких крестьян, потомкам колонистов, было суждено пережить наиболее трагический период в своей истории — сталинские репрессии и принудительную депортацию в земли Сибири и Казахстана. От их былых прав и привилегий не осталось и следа.
Российские немцы — мост между народами
Александр Безносов, историк, ведущий специалист кафедры истории и культуры Института этнокультурного образования.
Идентичность российских немцев впитала в себя достижения культуры русского и других народов, рядом с которыми немцам в России довелось жить. Культура российских немцев — это результат синтеза культур. А сами они, сохраняя свой язык и традиции, являются неотъемлемой частью российского общества. Изучая историю российских немцев, их потомки укрепляют свою национальную идентичность.
Александр Безносов, историк, ведущий специалист кафедры истории и культуры Института этнокультурного образования.
Как искать информацию о предках – российских немцах
Самые крупные волны немецкой колонизации пришлись на 1763–1766 и 1804–1819 годы, когда в Россию прибыло около 70 тысяч переселенцев из различных германских государств, прежде всего — Вюртемберга, Гессена, Рейнланда, Эльзаса, Бадена и Пруссии. К середине XIX века в России насчитывалось около трехсот немецких колоний.
Многие потомки немецких колонистов в наши дни стремятся разыскать сведения о своих предках, найти корни и на исторической родине. Чтобы правильно выстроить поиск, необходимо знать, какие документы могут пролить свет на историю предков, время их переезда и обстоятельства проживания в России.
Метрические книги
Основным источником для составления родословных древ семей российских немцев, как и в случае с исконным русским населением, остаются метрические книги. Подробно о том, что это за документы, как с ними работать и где они хранятся, мы писали в материале «Главные документы генеалога: метрические книги». Лютеранские книги составлялись с начала XVIII века, однако законодательно ведение метрических книг для лютеран было разрешено лишь в 1764 году. Эти книги были подобны книгам православных церквей — отличался язык и структура записи. До 1891 года книги составлялись в основном на немецком языке, а после — должны были вестись только на русском языке, согласно указу Александра III, проводившего политику русификации. В лютеранских книгах, изданных до этого постановления, можно встретить записи на русском языке, хотя они довольно редки. После 1891 года многие книги в лютеранских церквях продолжали вестись на немецком языке.
Стандартные метрические книги, как и книги православных церквей, содержали главы о рождении и крещении («Taufbuch»), бракосочетании («Heiratsbuch») и смерти («Sterbebuch»). Пасторы в лютеранских кирхах обычно составляли эти книги в двух экземплярах, один из которых передавался на хранение в духовную консисторию. В настоящее время метрические книги лютеран хранятся в региональных архивах, а также в Российском государственном историческом архиве (РГИА) и Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. В последних двух архивах находятся метрики, относящиеся не только к Петербургу, но и, например, к немецким колониям на территории современной Украины.
Списки колонистов, прибывших в Россию
Важный документ для поиска данных о предках — списки колонистов, прибывших в Россию. Они составлялись на месте их изначального проживания для учета числа переселенцев и расчета затрат. Переселенцам выдавались суточные (16 крейцеров взрослому мужчине, 10 крейцеров женщинам и по шесть на каждого ребенка), и эти сведения заносились в те же списки. В порту перед отправкой кораблей составлялись новые списки, которые передавались в Россию, в главную контору, занимавшуюся переселением, которая находилась в Ораниенбауме близ Петербурга. К сожалению, эти списки дошли до наших дней в крайне малом количестве (по всей видимости, они были уничтожены за ненадобностью еще в те времена).
В большей степени сохранились списки, составленные уже в России. Они представляли собой рапорты на русском языке, направленные в Канцелярию опекунства иностранных (до 1797 года) или в Экспедицию государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства при Правительствующем Сенате (после 1797 года). На заглавном листе рапорта всегда писали дату прибытия корабля с переселенцами, название корабля и фамилию капитана. Сами списки содержат в семи колонках следующие сведения: персональная нумерация, нумерация, перенесенная из корабельных списков, фамилии и имена взрослых, имена и возраст их детей (если переселенец был без семьи, то ставилась отметка «single»), в пятой колонке указывалось изначальное место проживания, в шестой — вероисповедание, в седьмой — род занятий или профессия.
В Ораниенбауме составлялись свои списки — они содержали перечень имен колонистов, отправляющихся в земли будущих колоний. Чаще всего эти списки передавались на места, где хранились в губернском управлении. Сейчас они хранятся чаще всего в областных архивах.
Списки немцев-колонистов, эмигрировавших в Америку
Волна эмиграции немцев из России началась после 1871 года, но основная волна пришлась на вторую половину 1880-х годов и продолжалась вплоть до начала Первой Мировой войны. Немцы-колонисты подавали прошения в губернское управление на получение паспортов для выезда. Сами прошения сохранились в весьма малом количестве. Списки же получивших паспорта сохранились и хранятся в областных архивах.
Документы, касающиеся немцев Поволжья, хранятся по большей части в Государственном архиве Саратовской области — ГАСО. Эти документы сохранились в более полном объеме чем, например, документы о немцах Украины: там в годы нацистской оккупации погибло множество архивов, многие документы были уничтожены нарочно. Остатки сохранившихся документов о немцах-колонистах Малороссии можно обнаружить в областных архивах Сумской, Харьковской, Донецкой, Киевской и других областях Украины. Документы о крымских немцах находятся в Государственном архиве Крыма. Значительное количество документов, связанных с немцами Украины, сейчас хранится в архивах Санкт-Петербурга (ЦГИА, ЦГА, РГИА, в ЦГАКФФД имеются фотодокументы, относящиеся к немецким колониям).
Переписи населения колоний
Примечательным документом для поиска являются переписи населения колоний (посемейные списки и ревизские сказки), которые составлялись с периодичностью в 5-20 лет с 1775 по 1857 годы, затем — перепись 1897 года. Они хранятся в региональных и областных архивах. Эти документы доступны для изучения по запросу пользователей архива.
Списки депортированных
Из документов советского времени наиболее информативными остаются списки депортированных на места и личные дела работников предприятий. К сожалению, оба типа документов сохранились в крайне малом количестве. Депортация немцев Поволжья, Крыма, Украины происходила массово и без каких-либо списков. Списки составлялись только уже на местах прибытий в управлении спецпоселения. Частично сохранились учетные карточки спецпоселенцев. Их следует искать в региональных и федеральных Информационных центрах МВД.
Дела репрессированных
Многие немцы, жившие в крупных городах, были подвергнуты репрессиям. В настоящее время дела репрессированных хранятся в центральных и областных архивах ФСБ, они доступны для изучения по личному запросу с предоставлением пакета документов, подтверждающих родство, если человек, на чье имя было заведено дело, умер менее чем 75 лет назад. Подробнее об этом — в материале Familio.media «Как найти сведения о репрессированных».